15 ноября 2008 г. Е.В. Ильина (опубликовано в газете «Дагестанский университет», декабрь 2008) |
ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ |
В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения Тамилы Хасбулатовны Спасской – первого директора биомузея ДГУ, бессменно проработавшего на этой должности почти 35 лет. Это был долгий и трудный путь от создания музея до наполнения его экспонатами, когда он стал одним из крупнейших на Северном Кавказе, и годы постоянной кропотливой работы. Тамила Хасбулатовна родилась в горном ауле Ахты. Ее отцом был знаменитый дагестанский скульптор Оскар Сарыджа. Детство провела на родине матери – в селе Ашильта Унцукульского района. По воспоминаниям родственников, девочкой была живой и любознательной. После школы поехала учиться в Москву. Получила диплом ихтиолога. В Дагестанский университет Тамила Хасбулатовна попала в начале 60-х годов. Сначала была ассистентом на кафедре зоологии. Уже тогда она интенсивно работала над кандидатской диссертацией. Тема была в области не очень понятной тогда новой науки – экологической физиологии, а работа была посвящена изучению изменения некоторых параметров крови животных под воздействием экологических факторов. Работой руководил московский профессор П. Коржуев (институт им. Северцева). Приходилось собирать очень много материала, ездить по водоемам Дагестана в поисках нужных рыб. Исследования проводились фактически прямо в поле, так как важно было фиксировать прижизненные показатели крови. Много читала, общалась с коллегами в Москве, находила общий язык и с рыбаками и егерями на околоводных угодьях. Она была очень начитанным человеком, имела обширную библиотеку, в том числе и художественных книг, любила классическую музыку. В 1966 году, когда руководству кафедры пришла идея создать биологический музей, благо, что энтузиастов было достаточно, руководить музеем предложили именно Тамиле Хасбулатовне. Требовалась огромная энергия и энтузиазм, чтобы начать это нелегкое дело. Основой будущей коллекции были 87 экспонатов, которые к тому времени скопились на кафедре зоологии. Идеологом и наставником этого процесса была Зоя Павловна Хонякина, руководившая тогда кафедрой зоологии, очень образованный и активный человек. Она учила студентов и сотрудников изготавливать препараты, чучела для будущего музея. У нее получила первые уроки и Т.Х. Спасская. В результате накопившиеся экспонаты просто перестали умещаться в рамках кафедры и потребовали новых просторов. Поэтому естественно пришла мысль создать музей. И вот в июне 1966 года приказом ректора А.А. Абилова музей был создан. Было выделено помещение из двух залов на третьем этаже исторического корпуса университета площадью 280 кв.м. и два подсобных помещения для изготовления экспонатов. Планы были скромные. Предполагалось создать учебный музей биологического факультета, не более. Началось время большой работы и экспедиций. Невозможно уместить в рамках небольшой статьи богатую летопись биологического музея. Интересны были люди, работающие в музее. Музей как магнит притягивал к себе энтузиастов, людей творческих, людей, которые искренне хотели сделать свой университет и свой музей лучшим. У Тамилы Хасбулатовны был дар – привлекать в музей людей, подобных ей – фанатиков своего дела. Я на себе испытала это влияние, когда, будучи первокурсницей, пришла в музей и познакомилась с ней. И не успела опомниться, как оказалась в первой в своей жизни экспедиции темной ночью на Аграханском заливе среди воющих в камышах шакалов. Для зеленой первокурсницы это было неслабое испытание. Сначала мы всю ночь вытаскивали наш буксующий автобус с дребезжащим научным оборудованием то из грязи, то из песка. А на следующий день учились измерять гемоглобин, считать эритроциты, а заодно и ощипывать дичь, заряжать капканы и стрелять из дробовика. Уже тогда появилось желание заниматься музейной работой. Глядя на экспонаты, наполняющие сегодня музей, уже старые и рассыпающиеся, думаешь о том, что за каждым экспонатом стоит человек, сотрудник, который с любовью и старанием его изготовил. Вот черепахи, изготовленные Таймасханом Алиевым, фанатично изучавшим этих древних рептилий. Коллекция препаратов змей от знаменитого некогда змеелова Магомеда Алхасова. Препараты ящериц от Евгения Ройтберга, ныне продолжающего свою карьеру в Германии. Почти все препараты рыб изготовлены Тамилой Хасбулатовной. А огромную белугу делали целой командой под предводительством Зои Павловны. Ее участники, наверное, до сих пор рассказывают внукам свои впечатления. Грязные, по локоть в крови и жире, с порезанными от скальпелей пальцами чистили огромную шкуру белуги-рекордсменки, привезенную Тамилой Хасбулатовной из Астрахани. И до сих пор хранится в архиве выговор сотруднику, который «запорол» по халатности шкуру дельфина, с таким трудом добытую в дельфинарии Анапы, в результате в экспозиции стоит лишь дельфиний скелет. Время от времени бывшие сотрудники появляются в музее с детьми или внуками. Конечно, не все сотрудники сплошь были такими горящими энтузиастами. Время от времени в музей попадал «балласт» - люди, весь день с тоской глядевшие на часы в ожидании окончания трудового дня… О них уже не вспомнят. Огромных усилий стоили крупные экспонаты, на которых с восторгом взирают сейчас посетители. Мало было добыть шкуры, надо было выбить деньги на изготовление и вести долгую переписку с таксидермической мастерской города Тбилиси, отлеживать доставку груза в Махачкалу – беготня, нервы… Когда в Хасавюрте в заезжем зверинце внезапно умерла слониха, Тамила Хасбулатовна со всех ног помчалась туда с мечтой о чучеле слона, но увы… не успела. Трофеем был лишь квадратный метр слоновьей шкуры весом в полцентнера, который так и не смогли никуда приспособить. Сотрудники музея были не одиноки в своем стремлении создать в университете настоящий крупный биомузей. Многие экзотические экспонаты были переданы в дар музею, привезены сотрудниками ДГУ из заграничных командировок – с Кубы, из Африки, Мадагаскара, некоторые приносили свои охотничьи трофеи. В 1988 году для музея было выделено помещение площадью более 500 квадратных метров – бывший актовый зал биокорпуса. К перевозу экспонатов подключились многие сотрудники. Огромные чучела зубра, верблюда, лося и другие преподаватели и студенты биофака на своих руках заносили на второй этаж в зал музея. Конечно, Т.Х. Спасской приходилось налаживать контакты с другими музеями. Пригодились московские связи. Началась многолетняя дружба с Дарвиновским музеем, в результате которой в экспозиции появились такие экзоты, как пингвины, морские котики, страус (не сохранился) и другие. Союз вузовских музеев оказывал моральную поддержку. Удалось отправить сотрудников на учебу таксидермическому искусству в Зоологический музей в Ленинграде, Национальный музей Латвии в Риге. Коллекция чучел продолжала расти. Приезжали и коллеги в Дагестан. В 1981 году Тамила Хасбулатовна пригласила в экспедицию в горы сотрудников Института океанологии, в результате в музее появилась солидная коллекция кораллов из Индийского и Тихого океана. До глубокой старости Тамила Хасбулатовна была активным коллектором музея. В семидесятилетнем возрасте она могла отправиться с сачком за город ловить бабочек. В горы она ездила неохотно, мучила одышка; очень любила пески и водоемы, где проводила много времени. Тамила Хасбулатовна была очень общительным человеком. Она вела занятия на кафедре зоологии, у нее всегда были дипломники и ученики. К посетителям она была очень внимательна и старалась оставить у них приятное впечатление о музее. Когда в 90-е годы начались всеобщие трудности с экономикой, они не обошли и музей. Средства на пополнение коллекции сократили до мизера, поездки делали за свой счет. Она очень переживала, но не сдавалась. Мы пытались сами заработать деньги. Делали сувениры. Учились фотографировать. Брали заказы на изготовление чучел. Тем временем старые крупные экспонаты уже стали приходить в негодность – рассыхаться и трескаться по швам, не выдерживала арматура – сказывались неподходящие условия хранения. Но мысли о новых пришлось надолго забыть. Поэтому свою энергию пришлось сосредоточить на коллекции насекомых, благо, что насекомых всегда можно поймать за городом с помощью самодельного сачка. Одновременно стали монтировать биопанорамы – из простого подручного материала и имеющихся в распоряжении экспонатов. К концу 90-х времена окончательно поменялись. Эпоха энтузиастов окончилась. Люди стали думать о насущном. В музей пришли новые сотрудники. Тамила Хасбулатовна стала часто болеть. Деятельность музея свелась в основном к работе с посетителями, поток которых тоже иссякал. Люди стали искать других развлечений. В конце 2000 года после перенесенного инсульта Тамила Хасбулатовна покинула музей и ушла на заслуженную пенсию. Своей работе в музее она посвятила почти 35 лет – лучшие годы жизни. До своего 80-летия она не дожила 2 месяца. Последние годы жизни Тамила Хасбулатовна провела в Петербурге, почти постоянно болела, но не оставляла надежды вернуться в Махачкалу и еще раз выйти с сачком на склон Тарки-Тау… Нам остался музей с множеством проблем, но и со все еще большими возможностями и более чем сорокалетним опытом. И проблемы музея – это не только проблемы его сотрудников. Это музей биофака, это музей университета, это наш музей, наша достопримечательность. Мы очень надеемся, что наш музей ждет светлое будущее. Что он благополучно переживет ремонт и наполнится новыми экспонатами. Придет новый посетитель, и может кто-то, между фотосессией с очередным экспонатом, удивится фантазии матушки Природы, которая наполнила нашу Землю удивительными созданиями, такими загадочными и хрупкими. И хочется пожелать новым поколениям сотрудников музея, которые придут нам на смену, зажечься хоть маленькой искоркой того благородного чувства, которым горели создатели этого музея, ведь без этого невозможно никакое созидание и творчество. |
Дагестанский государственный университет |
©Зоологический музей ДГУ |